В добрый путь, хор РПХО!

  • Размещено: 09.04.2017 13:11
  • Страна: Россия
  • Город: Москва

Описание

Что такое два занятия для вновь рождающегося хора? Ничего или очень мало, но тем не менее, уже можно говорить о нескольких важных вещах.

В добрый путь хор РПХО

Первое.

Хор нужен людям. Хор нужен конкретным певчим и регентам, которые видят в этом место для обучения, для приложения своих сил и опыта, место, которое поможет им стать полноценными певчими церковного клироса и участниками богослужения, увидеть цель и возможность собственного церковного служения.

На первое занятие пришло более 40 человек. Это показывает, что костяк хора сложился и готов обрастать новыми хористами. Хор открыт для всех желающих петь.

На второе занятие пришло более 20 человек, но это потому, что занятие происходило на следующий день, и люди пока не успели адаптировать плавающее расписание к своему личному жизненному ритму.

Второе.

Хор призван дать людям понимание церковной соборности, того единства в главном, большом и в тоже время конкретном, что является основой русской культуры, народности и государственности. Хор – это не только учебная площадка, но и средство воспитания патриотических и нравственных чувств и качеств поющих и внимающих. Церковный хор сумеет и призван осуществить это вдвойне.

Репертуар, на котором будет расти именно этот хор, связан своими корнями с традицией отечественного церковного пения, иначе говоря, он основывается на Обиходе в широком понимании этого слова. Певчим было предложено освоение неизменяемых песнопений Вечерни, которые были приняты в некоторых приходах русской эмиграции в ХХ столетии: в Успенском соборе Лондона, Свято-Александро-Невском приходе Парижа и Покровском приходе Нью-Йорка.

Третье.

Народный хор, а именно такой создается при РПХО, отвечает неизменной потребности Церкви и тому, к чему призывает церковное священноначалие – развивать народные хоры. Ведь то положение, когда в храме поет профессиональный наемный хор, не связанный с приходом узами духа и единства тела во Христе, а связанный лишь тоненькими финансовыми нитями, это положение нельзя признать правильным и удовлетворительным. Пение наемного хора оттесняет молящийся народ на периферию, он в лучшем случае дает музыкальное сопровождение службе, но зачастую не является самим богослужением в том понимании, какое рождено смыслом и духом Литургии, как общего дела всех предстоящих и молящихся. Наемный хор с его концертным репертуаром – есть удел музыкального искусства и сцены, а не храма и клироса. Разве возможны в церковной среде курение певчих во время шестопсалмия, разговоры во время пения ектеньи, тотальное пользование телефоном? Сама постановка вопроса является оскорбительной для церковного человека. Но среди наемных певчих это все является нормой и не вызывает никакого недоумения или протеста. Все это благополучно существует в среде профессиональных хоров и ансамблей, которые занимают большинство церковных клиросов. Необходимо признать, что наемник в Церкви – это нонсенс, это и тяжкая обуза для приходского бюджета и ненужное наполнение службы музыкой, концертными номерами, которые несовместимы с духом православного богослужения. Надо брать пример с греков, от которых мы взяли форму и содержание своего богослужения. У них нет авторской музыки в том понимании, в котором это есть у нас. Их авторство – это творчество в русле обиходной традиции, оно часто анонимно. Горестно осознавать, что стремление лучших сынов России, которые еще 100 и более лет назад ратовали за изгнание с отечественных клиросов «всякой музыкальной дряни» (выражение С.В. Смоленского, директора Синодального училища и хора), так и осталось малозаметным штрихом и незначительным пожеланием, а не стало генеральной линией и единственно приемлемым принципом устроения церковного клироса сегодня. Мы – плохие наследники своего прошлого и своего богатства. Мы – расточители.

В добрый путь хор РПХО

Хор, который РПХО намерено создавать, будет состоять из любителей церковного пения. Это означает, что он будет состоять из тех, кто  учился специально певческому делу, кто желает расширить и свои знания, и свое представление о клиросном служении или наоборот, кто мало знает и умеет в этой области и кто хочет приобщиться и стать церковным певчим. Слово любитель происходит от слова любить, любовь и означает отношение к выбранному делу. В таком смысле только и воспринимали своих певчих архимандрит Матфей (Мормыль), Н.М. Осоргин, протоиерей Михаил Фортунато. И это единственно верное восприятие тех, кто должен петь на наших клиросах.

Итак, порадуемся, что на первых двух занятиях рождающегося церковного народного хора уже побывало более 60 человек, что это новшество принято, поддержано, что есть место для занятий, есть те, кто готов помогать в качестве хормейстеров, администраторов, что есть цель и понятны задачи. С днем рождения и в добрый путь!

Евгений Тугаринов, руководитель Хора РПХО.

Справка

Ассоциация «Русское православное хоровое общество», именуемая в дальнейшем «Общество», является объединением юридических лиц и (или) граждан, основанным на добровольном или в установленных законом случаях на обязательном членстве и созданным для представления и защиты общих, в том числе профессиональных, интересов, для достижения общественно-полезных и духовных целей, направленных на возрождение и развитие в Российской Федерации хорового и церковно-певческого искусства, а также иных не противоречащих закону и  имеющих некоммерческий характер целей.

Цель создания РПХО

Целью создания Общества является сохранность, развитие и популяризация русской хоровой и церковно-певческой культуры, приобщение к хоровому пению и церковно-певческой традиции российского общества.

Источник

А ВЫ ПОДЕЛИЛИСЬ ЭТОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ С ДРУЗЬЯМИ? :)





Без меток

Всего просмотров: 550, за сегодня: 1

  

Идентификатор: 69058ea07cdb320a

Комментарии:

Реклама