Пришло море заявок на поступление в Ансамбль Александрова

  • Размещено: 13.01.2017 22:10
  • Страна: Россия
  • Город: Москва

Описание

Продолжается цепочка артистических выступлений в поддержку александровцев. А что с самим Дважды Краснознаменным?

Пришло море заявок на поступление в Ансамбль Александрова

Время идет, а рана не затягивается. Сегодня, на 19-й день со дня авиакатастрофы Ту-154 неподалеку от Сочи, в Москве дадут благотворительный концерт концертмейстер Павел Небольсин и молодые солисты Большого театра Венера Гимадиева, Олег Долгов, Константин Шушаков, Юлия Мазурова. Они споют знаменитые арии, романсы русских композиторов. Цепочка артистических выступлений в поддержку александровцев продолжается. А что с самим Дважды Краснознаменным?

Таких потерь наша страна не несла давно. А наша музыка — пожалуй, никогда. 92 погибших. Военные специалисты, знаменитая доктор Лиза, тележурналисты. И 64 артиста Дважды Краснознаменного ансамбля Российской армии имени Александрова — половина всего творческого состава уникального коллектива, одного из символов России. Чем был Ансамбль Александрова в нашей жизни? Что надо сделать для его восстановления?

Мы давно привыкли к триумфам александровцев во всем мире, стали воспринимать их как нечто само собой разумеющееся. Нет смысла повторять общеизвестное о переполненных залах, о восторженной прессе даже в самых недружественных странах. Тем более — о ежедневном артистическом труде музыкантов у себя на родине. Достаточно напомнить одно: на фасаде Белорусского вокзала в Москве висит мемориальный барельеф в честь первого исполнения «Священной войны». Она прозвучала перед бойцами, отправлявшимися на фронт. До сих пор от звуков этой песни мороз по коже. Написал ее на слова Лебедева-Кумача Александр Васильевич Александров — основатель ансамбля. И с июня 1941-го пел ее коллектив, уже много десятилетий известный всей планете под его именем. Пел с такой богатырской физической и нравственной силой, какой нет больше ни у одного ансамбля в мире.

В том самолете погибли главный хормейстер Краснознаменного ансамбля Константин Майоров, солисты с легендарными голосами Евгений Булочников, Владислав Голиков, Виктор Санин: Погиб и художественный руководитель коллектива, его главный дирижер (а также главный военный дирижер России) Валерий Михайлович Халилов. Осиротели семьи. Я уж не говорю о том, что осиротели миллионы зрителей, слушателей.

Осиротел и наш (как музыкант по образованию имею право так сказать) музыкантский цех. Несколько дней после трагедии соцсети были переполнены записями потрясенных людей. Директор театра «Новая опера» Дмитрий Сибирцев на вопрос коллеги-журналистки, отчего это он дает комментарии информагентствам по поводу ситуации в ансамбле, ответил коротко: «Вот поэтому». И приложил фотографию деда Александра Терентьевича Зуева, баяниста в александровской форме 1940-х.

Потом добавил: «И поэтому» — теперь было фото коллектива, браво шагающего на фоне иностранных реклам, судя по каске полицейского — в Англии. В первом ряду — отец Дмитрия, известный оперный певец Александр Сергеевич Сибирцев…

«Видела в списке погибших фамилии людей, которые работали в хоре Большого театра, имена жен наших солистов, — говорит «Труду» молодая солистка ГАБТа Юлия Мазурова. — Это немыслимо больно… Помню потрясающий концерт в июне прошлого года в Большом зале консерватории, мы пели песни Александры Николаевны Пахмутовой под управлением Валерия Михайловича Халилова. Очень яркий музыкант, харизматичный человек. Увидев его, Александра Николаевна улыбнулась и с подъемом заиграла «Прощание славянки». Сказала, что всегда так приветствует его появление на репетиции — они много работали вместе. Я мечтала о повторении этого опыта. У Валерия Михайловича всегда было свое слышание песни, ясная линия, выстроенные темпы, певца это очень вдохновляет. В декабре у нас был намечен новый концерт, но Халилова в тот день вызвали в Кремль, дирижировали его ученики…»

О Халилове все говорят с особым чувством.

«Замечательный музыкант, всегда точный в своих требованиях, притом горящий творческим вдохновением. И добрый, интеллигентный человек. Наш хор очень его любил, — делится художественный руководитель Государственного русского хора имени Свешникова Евгений Волков. — У Ансамбля Александрова всегда был разнообразный по стилям и жанрам репертуар. Знаю это, так как мы много сотрудничали в прежние годы. Но при Халилове он расширился до универсального. Например, в совместном концерте наших коллективов 21 ноября в Большом театре мы представили блок песен, посвященный 75-летию разгрома немецко-фашистских войск под Москвой, в том числе ряд композиций А.Н. Пахмутовой, включая «Александровскую песню», по имени которой назвали всю программу. А в завершение оба наших хора и танцевальная группа ансамбля исполнили вместе «Половецкие пляски» Бородина.

Вот за какие шедевры классики брались александровцы, — продолжает Волков. — По масштабу могу сравнить Халилова только с самим Александровым и еще с выдающимся хормейстером Игорем Германовичем Агафонниковым. При Валерии Михайловиче коллектив совершил громадный рывок. А ведь ему было отпущено руководить ансамблем всего полгода. Можно только догадываться, каких высот они достигли бы вместе. Катастрофа в Сочи — это во всех смыслах трагедия на взлете».

В самом ансамбле сейчас никаких комментариев не дают. Хотя министр обороны Сергей Шойгу высказался: «Считаю необходимым принять решение о выделении в ближайшее время 70 квартир для того, чтобы мы могли восстановить коллектив, насколько это возможно, провести конкурс, отобрать лучших, чтобы они продолжали те традиции, которыми славен главный ансамбль Вооруженных сил РФ…»

Действительно, на сайте александровцев висит объявление о конкурсе на замещение должностей певцов и танцовщиков с 16 по 25 января. Говорят, пришло море заявок. Но сами работники ансамбля честно признаются, что не очень представляют, как в понедельник приступать к отбору людей на «освободившиеся» места: головы у всех заняты похоронами погибших, помощью родственникам. И будут заняты этим долго, ведь большая часть жертв в море еще не найдены…

Конечно, ансамбль будет восстановлен. Слишком мощны корни и традиции, чтобы их могла порушить даже такая чудовищная беда. В самом ансамбле продолжают работать хормейстер Сергей Александрович Соколов, солисты Борис Дьяков, Вадим Ананьев, Валерий Гавва… Исполняющим обязанности руководителя назначен опытный дирижер Геннадий Ксенофонтович Саченюк. Существует целый корпус дирижеров, тесно сотрудничавших с ансамблем и даже возглавлявших его, как, например, знаменитый мастер хоровой музыки Игорь Иванович Раевский. Есть даже дата и место первого концерта возрожденного ансамбля — 23 февраля, Государственный Кремлевский дворец.

Будем надеяться, что он состоится. Возможно (и даже наверняка) — при поддержке других коллективов. Часть из которых уже почтила память погибших. 27 декабря в их честь дал концерт тот же Хор имени Свешникова. 29-го Валерий Гергиев с музыкантами Мариинского театра экстренно заменили программу рождественского концерта в Зале имени Чайковского и сыграли «Реквием» Верди, пригласив в публику родственников погибших…

А в далеком Белграде собираются назвать именем хора Александрова один из центральных скверов. Слова скорби в эти дни произнесли Эмир Кустурица, конечно же Мирей Матье, работавшая с александровцами на протяжении полувека… Краснознаменный ансамбль — дело планетарное. И как там в «Александровской песне»: «И пока жива Россия, наша песня будет жить».

Пришло море заявок на поступление в Ансамбль Александрова

Валерий Халилов на фестивале «Спасская башня-2013». Фото предоставлено Центральным военным оркестром Министерства обороны РФ

Штрихи

Валерий Халилов — о военной музыке и о себе (из интервью «Труду» 26 августа 2016 года)

— Если говорить строгим языком уставов, военно-оркестровая служба призвана обеспечить средствами музыкального искусства потребность армии в эстетическом воспитании ее состава, в организации строевой подготовки, в обеспечении воинских ритуалов. Так, оркестры с недавних пор обязательно участвуют в ежедневном поднятии государственного флага — исполняют Гимн России. Это — произведение, которое в репертуаре каждого армейского коллектива числится под номером один, и исполняться оно должно эталонно — как в первый и последний раз.

Оркестров в Российской армии — около двухсот. Все они работают в соответствие с программой боевой специальной подготовки. Там расписано все, от утреннего построения части и развода суточных нарядов до участия в концертах, конкурсах, фестивалях — как армейских, так и гражданских: Днях города, государственных праздниках.

У нас (в ансамбле Александрова. — «Труд») не модельное агентство, прежде всего надо быть хорошим певцом, музыкантом, танцором. Но вот перед вами приходил один парень из Красноярска. Неплохой тенор, в хоре пригодится. Мы его пока определили на двухмесячный испытательный срок. И я ему сказал: лишний вес сбросить, небритым на работу не приходить… К сожалению, в последнее время все труднее набирать музыкантов. Не хватает кадров. И духовиков, и певцов.

Раньше, слыхал, бывали прецеденты (антироссийских выступлений за рубежом. — «Труд»). Ну, подняла группа товарищей плакат, другая группа, из местных же, сказала им: уберите, мы пришли к артистам на концерт, а не на политический митинг… Мы же приезжаем без оружия. Поем русские, советские песни. То, что нас прежде всего и просят петь.

В позапрошлом году дирижировал симфоническими оркестрами Владимира Федосеева и Павла Когана. И два года подряд мы проводим совместные концерты Центрального военного оркестра и коллектива Валерия Гергиева в рамках Пасхального фестиваля. На сцене Театра Армии — сводный оркестр из 200 с лишним человек и такой же огромный хор. Становимся за пульт по очереди. В 2016-м, в Год Прокофьева, Валерий Абисалович дирижировал кантату «К ХХ-летию Октября», я — «Александра Невского»…

Мой отец был военным дирижером, брат Александр — тоже военный дирижер, служил в Афганистане, его также знают как автора песни воинов-афганцев «Мы уходим». Родился я в узбекском городе Термезе на границе с Афганистаном, поскольку отец там проходил службу. Он ведь, хоть крымчанин по рождению, когда-то учился в Ташкентской школе музыкальных воспитанников. Потом в числе 10 одаренных ребят был отобран для формировавшейся в Москве школы музыкальных воспитанников. Закончив ее, поступил в институт военных дирижеров. А служить захотел там, где проходило детство. Брат родился в Туркменистане — следующем месте службы отца.

В школу я пошел уже в Казахстане. Запомнил потрясающую природу тех мест: холмистая степь, вся до горизонта в благоухающих тюльпанах. И конечно я пропитывался военной музыкой, отец брал меня на свои концерты, я сидел в гуще оркестра рядом с большим барабаном… Потом отец демобилизовался по состоянию здоровья, поступил на работу в Москве. И отдал меня в Суворовское военно-музыкальное училище. То самое, которое открывает парады на Красной площади. Набрали 30 человек со всего Советского Союза. Конкурс был 50 человек на место. Больше, чем в ЦМШ! 7 лет я там отучился, потом 5 лет на военно-дирижерском факультете при консерватории в классе Юрия Петровича Алявдина — выдающегося военного музыканта. А сам Юрий Петрович — ученик великого ленинградского дирижера-педагога Ильи Александровича Мусина. Помню звучание оркестра Военно-морского флота имени Н.А.Римского-Корсакова, которым длительное время руководил Алявдин — потрясающе благородное, мягкое, пространственное. Эта мягкость и объем — признаки питерской школы.

Когда после окончания военно-дирижерского факультета я приехал служить в оркестр Пушкинского училища радиоэлектроники, что под Ленинградом, старший коллега Борис Иванович Анисимов, дирижер духового оркестра Мариинки, стал водить меня в этот театр. И там я в полной мере насладился «петербургским звуком». Бывал на репетициях Ю.Х.Темирканова. Помню, как Юрий Хатуевич приходил на репетиции в синих нарукавниках. Помню также концерт в честь 75-летия Евгения Мравинского, где он потрясающе играл 5-ю и 6-ю симфонии Шостаковича—он же когда-то был их первым исполнителем… Так что, конечно, я дирижер петербургской школы. И «повинен» в том Юрий Петрович Алявдин. Дочки закончили музыкальную школу, но дальше, уже без моего влияния, пошли по совершенно другому пути, обе закончили МАИ. Зато племянник Михаил, сын брата, капитан-лейтенант, служит в Севастополе, руководит штабным оркестром…

Сергей Бирюков

Источник

А ВЫ ПОДЕЛИЛИСЬ ЭТОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ С ДРУЗЬЯМИ? :)





   

Всего просмотров: 202, за сегодня: 1

  

Идентификатор: 463587924b650710

Комментарии:

Реклама