«Лучик» света

  • Размещено: 29.01.2017 16:12
  • Страна: Россия
  • Город: Таганрог

Описание

Хор «Лучик» хорового отделения таганрогской детской музыкальной школы им. П. И. Чайковского – особый коллектив. Слушая пение этих детей, ощущаешь как свет проникает в душу. Создатель и руководитель «Лучика» Анна Лапенко, которая  руководит ещё и общегородским сводным хором, единственным во всей Ростовской области, рассказала «Курьеру» о хоровых традициях и современных достижениях Таганрога.

veb_hor-800x445

— Дореволюционный Таганрог занимал территорию гораздо меньше нынешней, однако уже в XIX веке у православных таганрожцев было десять храмов, а хоров церковных было гораздо больше, — рассказывает Анна Лапенко. — Свой церковный хор создал и отец Антона Чехова, Павел Егорович; в этом хоре пели его дети, в том числе и Антоша. Весьма распространена была и народная хоровая музыка.

После 1917-го церковной хоровой музыки в Таганроге не стало, упал уровень хоровой музыки в целом. Возрождение хорового искусства пришлось на вторую половину ХХ века. И мне посчастливилось увидеть и услышать многих из тех, кто к этому был причастен.

У нас в городе  три музыкальные школы. И в каждой из них трудились выдающиеся хормейстеры. В третьей школе был Анатолий Гарифович  Абузаров, имя которого теперь носит школа. Я его помню: он преподавал у старшеклассников. Я тогда училась в младших классах и хор у нас вела Людмила Петровна Коробченко. Выпускница Анатолия Гарифовича, Ирина Владимировна Иванищева, которая сейчас руководит старшим хором «Элегия» тогда училась в педагогическом институте, приходила к нам в школьный хор на практику.

Другой наш патриарх, Виктор Захарович Логинов, работал с хоровыми коллективами ДК завода «Прибой», городского ДК, организовал детские хоровые коллективы во многих образовательных школах города, основал музыкально-хоровою студию при Всероссийском хоровом обществе. Она базировалась в стенах музыкального факультета Таганрогского педагогического института.

В Детской школе искусств с хором «Ассоль» и младшим хором работали Александр Кандзюба и его супруга; коллективы исполняли довольно сложную программу; сейчас они работают в Москве. В настоящее время хором руководит Ольга Леонидовна Русанова.

В 1992-м Валерий Алексеевич Русанов создал в Таганроге первый профессиональный хоровой коллектив – камерный хор «Лик». В первой музыкальной школе (им. П.И. Чайковского) он собрал хор мальчиков «Русичи» и организовал детский камерный хор «Кредо».

Нынешний художественный руководитель муниципального камерного хора «Лик» Алексей Викторович Логинов – председатель Ростовского областного филиала Всероссийского хорового общества; наш городской хор мальчиков был создан по его инициативе.

— Когда и как появился и как засветился ваш «Лучик»?

— В 2005-м Виктор Фёдорович (Скворцов – директор ТДМШ им. -П. И. Чайковского – ред.) предложил мне создать у нас в школе хоровое отделение, но на базе Мариинской гимназии. Директором гимназии тогда была Ольга Куприяновна Дроздова. Она разрешила нам заниматься в актовом зале, либо в классах после уроков. Брали всех желающих без прослушивания. Через год они уже пели сравнительно чисто один голос.

Четыре года мы отзанимались там, в Мариинской гимназии; дети были только оттуда. Трудно было после занятий в гимназии: дети  уставшие, бегут в буфет, покупают булочки, быстро жуют, заглатывают. Вообщем, вся учёба «на бегу». И я уговорила Виктора Фёдоровича – через четыре года мы переехали в музыкальную школу. И всё изменилось. Дети поняли: они  в храме искусства, здесь музыка во главе. Поменялось и отношение родителей, они стали серьёзнее. Дети стали ходить на концерты. И сами зазвучали. Хор поднялся.

За семь лет выпуска у нас было два Гран-При и двенадцать званий лауреатов городских, областных, всероссийских и международных конкурсов. В 2012 году мы даже взяли Гран-При конкурса «Весенний бум» в Париже. Конечно, всем составом побывать в Париже мы не могли, выступали там ансамблем; было около 20 человек.

— Занятия музыкой благотворно влияют на всестороннее развитие личности. Каковы в этом плане особенности хорового пения?

— Хоровое пение – это согласие и единение. Это работа мозга и всего речевого аппарата. Когда ребёнок стоит один и поёт сольно, он, в основном, показывает свой тембр, свою индивидуальную окраску голоса. Хоровое пение сплачивает, не даёт права выделиться. Но при этом все должны петь, как и солист, на дыхании, с правильной артикуляцией, интонационно чисто. И при всём при этом – вместе. Хоровое пение – многоголосное; это гармония звуков и созвучий, которая подкупает своей красотой. Ты «купаешься» в этом. Это благотворно влияет на восприятие мира, да вообще на всё, главное – на душу.

— В XIX веке в таганрогском театре выступала итальянская оперная труппа. Такую роскошь себе позволили лишь два города во всей тогдашней Российской империи: Таганрог и Санкт-Петербург. В ХХ веке в Таганроге в опере, правда любительской, пели уже сами таганрожцы. Есть ли предпосылки к тому, что опера в Таганроге снова появится – уже в XXI веке?

— Если она появится, будет просто здорово! У нас для этого есть всё. А почему у нас оперы нет? Но это вопрос, наверное, не ко мне. Летом была с дочкой в городе Таруса Калужской области, там проходила летняя школа Фонда Святослава Рихтера, моя дочь там совершенствовалась в игре на флейте. Так в городе Таруса, который значительно меньше Таганрога, есть свой симфонический оркестр, достаточно профессиональный, мы слушали в его исполнении симфонию Бетховена…

— К Сочинской Зимней Олимпиаде – 2014 Валерий Гергиев собрал уникальный коллектив – сводный Всероссийский детский хор. И этот самый тысячный хор, меняя свой состав, продолжает свои выступления. Участвует ли в этом Таганрог?

— Было уже несколько составов этого тысячного хора: он обновляется, потому что возрастной потолок там – 15 лет. И в каждом составе – десять ребят из Ростовской области, причём из этих десяти всегда три-четыре человека из Таганрога, из каждой нашей музыкальной школы. Во втором составе хора из нашей музыкальной школы было сразу три человека: Андрей Акопянц, Емельян Логинов и моя дочь, Анастасия Лапенко. Они год назад, в конце декабря 2015-го, исполняли в Москве целый концерт памяти Сергея Прокофьева.

Детей, кстати, отбирает целая комиссия. Там и ростовчане, и композитор Валерий Калистратов из Москвы, он был в жюри первого отбора. Требования  очень высокие. Дочка моя сама решила попытаться. Я ей говорила: «Не стоит, не пройдёшь!» Она не послушалась.

— Расскажете про возглавляемый вами городской сводный хор?

— Он был создан летом 2014-го. Первая хоровая акция проходила на День города. Руководил Алексей Викторович Логинов. Хор тогда выступал в сопровождении духового оркестра. А потом возглавить хор попросили меня: у Алексея Викторовича  очень мало времени, он руководит хором «Лик» и преподаёт в Таганроге – в музыкальном колледже, в Ростове – в консерватории. Но я постоянно с ним во всём советуюсь; он всегда следит за нашим творчеством, помогает и словом, и нотным материалом.

В нашем хоре свыше 250-и человек. Изначально в него входили хоры детских музыкальных школ и два хора ветеранов, потом к нам подключились академический хор и хор народной песни музыкального колледжа, ансамбль «Коляда» из музыкальной школы Абузарова, студенты пединститута (института имени Чехова), ребята из Дома детского творчества, Центра внешкольной работы, общеобразовательных школ.

Моя задача, как хормейстера, была все эти разные манеры пения – академическое, народное, эстрадное – свести в одно. И, думаю, у нас это получилось. Некоторые профессиональные музыканты после наших выступлений не могут поверить, что это – живой звук. Настолько это здорово звучит! У нашего сводного хора состоялось уже четыре выступления.

— Ваша 14-летняя дочь ещё школьница, но уже – лауреат международных конкурсов, гордость музыкальной школы. Вы её видите в будущем своей помощницей и преемницей?

— Вообще она – флейтистка, она сама выбрала флейту, сказала: «Мне нравится звук!». Помимо флейты, она стала ходить со мною в хор. Ей это нравится, она этим живёт. Во Всероссийский тысячный хор она пошла сама. Но флейта превалирует. У нас в музыкальном колледже работал Шведин Олег Петрович, безвременно ушедший. И она очень хотела и планировала поступать к нам в колледж: к нему  на духовое и одновременно – на хоровое отделение. Но поскольку Олег Петрович ушёл, она сейчас учится в Ростове, в детской экспериментальной школе при Ростовском колледже искусств; два раза в неделю её возят в Ростов мои родители. А у нас в школе она учится на отделении «Хоровое пение». И мечтает дирижировать хором. Я думаю, у неё получится. Но как Бог даст.

— А как вы сами стали хормейстером?

— Я окончила наше Таганрогское музыкальное училище по классу теории музыки. Училась у Ирины Владимировны Николайчук. И она очень хотела, чтобы я продолжила обучение как музыковед в Петербургской консерватории имени Римского-Корсакова. Но я настолько любила хоровое искусство, что иногда просто убегала с гармонии и сольфеджио на хор, который вёл Владимир Семёнович Войченко. Меня возвращали. Я опять удирала. Пыталась как-то совмещать: у теоретиков не было хора. У них было дирижирование, которое у меня вёл Андрей Михайлович Терентьев.

Параллельно, будучи студенткой, занималась вокалом в детской школе искусств – у Валентины Николаевны Ващенко. И благодаря ей достаточно хорошо распелась. Я поступила в Ростовскую консерваторию как хоровик; училась у народного артиста России, профессора Виктора Ивановича Гончарова, который помог мне реализоваться как музыканту: я нашла ту стезю, которую так долго искала. Потому что теория музыки – это очень интересно. Но мне хотелось творчества. Виктор Иванович дал мне все; научил, как руками передавать музыку, как воздействовать на коллектив эмоцией, как понимать музыку, выделять главное, работать с материалом, отталкиваясь от художественного образа, научил меня думать, слышать…

Ноты для меня – письмо, отражение души композитора. Потом я поступила в ассисентуру-стажировку к заведующему кафедрой Георгию Ивановичу Васильеву; отучилась там два года; будучи ассистентом работала с академическим хором консерватории, дважды – каждый год своего обучения – готовила программу в двух отделениях. Но труды Ирины Владимировны Николайчук не пропали даром. Надо было поставить точку в музыковедческом образовании. И двигаться дальше. Потому что мой девиз по жизни: «Нет предела совершенству!» Я постоянно ищу, стараюсь идти вместе с детьми, со студентами. Каждый урок пытаюсь понять, что я недосказала, как мне объяснить, как мне самой дойти до этого. Мы должны постоянно двигаться вперёд. И я перевелась из ассисентуры в аспирантуру и защитила диссертацию у профессора Галины Рубеновны Тараевой.

— Чему была посвящена диссертация?

— Тема диссертации связана с исполнительской интерпретацией духовной музыки Сергея Васильевича Рахманинова.

— Что вообще для вас духовная музыка?

— Для меня духовная музыка – это определённый пласт сакрального искусства. Я, с одной стороны, боюсь брать её в репертуар. Но с другой стороны – беру. Потому что мы ведь поём слово – слово сакральное, Божественное. Я этого боюсь, но я этим живу. Я вообще считаю, что звук детского хора должен приближаться к церковному пению, он должен быть собранный, светлый, полётный. Не нужно форсирования, яркого звучания! Пусть всё будет мягко, воздушно. Потому что голосовые связки у детей  недостаточно развитые, грудная клетка – маленькая. Резонатор, в основном,  головной. Но именно создаваемый ими лёгкий, чистый звук и уместен в храме, там не нужно напрягаться.

В апреле уходящего года в Ростове состоялся Первый фестиваль-конкурс «Певчие Тихого Дона» памяти Виктора Ивановича Гончарова, моего профессора. Мы поехали и завоевали там первое место. Пели мы «Благослови, душе моя, Господа» из «Литургии» Чеснокова. Пели кристально чисто. Как ангелы. Хотя мы здесь не знаем, как поют ангелы. Но, наверное, это божественно. Три голоса сливались. Это было светло, проникновенно, благоговейно. Я даже не знаю, где я находилась, когда они пели: у меня всё плыло перед глазами.

Беседовал Владимир ПРОЗОРОВСКИЙ

Досье «НТК»

Лапенко Анна Владимировна. Выпускница фортепианного отделения ТДМШ № 3 (класс Людмилы Боридько); Таганрогского музыкального училища; Ростовской государственной консерватории (академии) им. С. В. Рахманинова. Создатель (2005 г.) и руководитель отделения хорового пения ТДМШ им. П. И. Чайковского. Создатель (2005 г.) и дирижёр хора «Лучик» ТДМШ им. П. И. Чайковского. Преподаватель хорового дирижирования Таганрогского музыкального колледжа.  Кандидат искусствоведения. В течение трёх лет, в 2012—2015 учебных годах, создала хоровые отделения в ТДМШ им. А. Г. Абузарова и в Таганрогской школе искусств, подняв там хоровое искусство на новый уровень, в 2015 г. вернулась в ставшую самой родной музыкальную школу им. П. И. Чайковского. Художественный руководитель и главный дирижёр Таганрогского сводного хора.

P. S. В своё время Россия кормила хлебом пол-Европы, причём через Таганрог: это было самое хлебное место в мире. Теперь ситуация, конечно, совсем иная. Но изменились и приоритеты. Хлеба, слава Богу, в Европе и в России хватает. Всё более важными становятся культурные ценности. И всё большее число людей понимает, что главное богатство России в целом и Таганрога в частности – юные таланты, в том числе музыкальные. И – кто знает – быть может, через десяток лет наш город вернёт себе всемирное значение. И в Таганрог снова будут приезжать со всей России, со всей Европы. Но уже не ради пшеницы, а ради культурного обогащения. И в прекрасных и просторных концертных залах Таганрога круглый год будет звучать музыка, в том числе хоровая…

Источник

А ВЫ ПОДЕЛИЛИСЬ ЭТОЙ ИНФОРМАЦИЕЙ С ДРУЗЬЯМИ? :)





 

Всего просмотров: 259, за сегодня: 1

  

Идентификатор: 623588de9aba37ad

Комментарии:

Реклама